Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь- осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна;
Глагольный словарь- падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть;
Словарь признаков- осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный.
Лексико-грамматический строй речи:
1.Заучите с ребёнком четверостишье, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом
И птицы улетают,
И детям в детский садик надо.
Вспомните названия деревьев, известные ребёнку. На прогулке потренируйте ребёнка в узнавании клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребёнком о цвете осенних листьев, используя прилагательные:
Листья клена (какие?) алые, красные, коричневые, сухие, жёлтые;
Листья дуба (какие?)… и т.д.
Дидактическое упражнение «Подбери предмет к действию» (к данному глаголу подобрать имена существительные).
Падают (что?) –листья;
Шелестят (что?)-листья, трава и т.д.
Слова: лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.
Упражнение «Назови много» (образование множественного числа существительных.
Период-периоды;
Слова: месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна.
Предложите детям разделить слова на слоги, прохлопывая их.
Сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
Развитие связной речи:
Рассмотрите с ребенком картины «Осень» попросите ребенка рассказать какое какая осень на каждой картинке
Лексическая тема « День Победы»
- Беседа: Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. В День Победы - 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых.
- Расскажите детям: какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы"; о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.
ВСПОМНИТЕ, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников (дома).
- Поиграйте с детьми:
1) Упражнение "Скажи по-другому"
(учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый,
Отважный - …
Геройский -.
2) Упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Смелый - трусливый.
Враг -.
Мир -.
3) Учимся подбирать однокоренные слова.
Герой - геройский, героический, героизм.
Защита - защитник, защищать, защищенный.
4) Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение
"Мир строит, а война разрушает".
- Выполните пальчиковую гимнастику.
Майский праздник - (кулачок-ладошка попеременно)
День Победы, - (кулачок-ладошка попеременно)
Отмечает вся страна - (кулачок-ладошка попеременно)
Надевают наши деды - (сгибают-разгибают пальчики)
Боевые ордена. - (сгибают-разгибают пальчики)
- Разгадайте загадки:
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защищать свою страну! (Военный лётчик)
Он защищает рубежи
И рощу, и дубраву,
Оберегает поле ржи,
Далёкую заставу.
И долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг не подходи…. (Танкист)
Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это (Пулемет)
Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная (Граната)
- Предложите ребенку ответить на вопросы:
- Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
- В какой стране мы живём?
-Что такое государство? Родина?
-Что такое граница?
- Почему нужно охранять Родину?
- Почему День Победы отмечают 9 мая?
- Почему в этот день поздравляют ветеранов?
- С детьми составьте рассказ на тему «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (чтобы ребёнок мог его рассказать в детском саду)
Примерный план рассказа:
- Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, …
- Этому событию посвящено много фильмов, … (чего ещё)
- Не все герои остались живы, очень многие …
- Им поставлены …
- В их честь горит …
- К Вечному огню люди возлагают …
- В этот день проходит военный …
- Расширение словарного запаса детей: война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный, пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали, , погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная.
Дети должны усвоить: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.
1. «Четвертый лишний» (объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Тля, моль, пчела, гусеница.
2. «Насекомые - великаны» (образование
существительных с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище (устно)
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
3. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - .........................................................................
У муравья лапка - .....................................................................
У шмеля жужжание - ..............................................................
У таракана усы - .....................................................................
У паука паутина - ..................................................................
4. «Есть – нет» (родительный падеж): пчела – нет пчелы жук - ___________________кузнечик —_______________ оса —________ стрекоза — ______________паук — _______
крыло —_______________лапка —______________________ гусеница —_____________муравейник – _________________
Лексическая тема: «РЫБЫ. Озерные, речные»
Рекомендуется:
- рассказать ребенку о рыбах, обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними;
- рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Рыбка (какая?) - …
Шука (какая?) -….
Сом (какой?)-….
Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы? (уха)
Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (детки рыбы)
Задание «Чей? Чья? Чьё?»
Голова щуки чья? (щучья)
У сома усы чьи? (сомовьи)
Хвост судака чей? (судачий)
Туловище окуня чьё? (окуневое)
Дидактическая игра «Сосчитай рыбок»
Одна рыбка, две рыбки, …, пять рыбок, …, десять рыбок.
Одна щука, две щуки, …, пять щук, …, десять щук.
Один лещ, два леща, …, пять лещей, …, десять лещей.
Одна форель, две форели, …, пять форелей, …, десять форелей.
Один ерш, два ерша, …, пять ершей, …, десять ершей.
Один сом, два сома, …, пять сомов, …, десять сомов.
Дидактическая игра «Семейка слов»
Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)
Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)
Что делает рыбак? (рыбачит)
Куда ходит рыбак? (на рыбалку)
Какой суп варят из рыбы? (рыбный)
Как можно назвать большую рыбу? (рыбина)
Дидактическая игра
Рыбка к камню (подплыла).
Рыбка от берега (отплыла).
Рыбка всю реку (переплыла).
«Речные и озерные рыбы»
- Прослушай внимательно, повтори по памяти: ЩУКА,
ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ
- Назови, кто это (Это рыбы)
- Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
- Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
- Расскажи, что есть у всех рыб.
2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных:
- У животных шерсть, а у рыб - …….. (чешуя)
- У животных лапы, а у рыб - ……… (плавники)
- У животных легкие, а у рыб - ……. (жабры)
3. «Большой - маленький»
Щука – щучка, Сом - …….. (сомик), Рыба - ……, .Икра –…….., Окунь - ……., Карась - …….., Плавник - ……, Хвост - ……, Чешуя - ……..
4. Скажи по образцу:
- 1 щука – 2 ….. (щуки) – 5 -………. (щук)
- 1 рыба – 2 ………. – 5……………
- 1 плавник – 2……….. – 5………….
- 1 сом – 2……… - 5………..
- 1 чешуйка – 2………… - 5 …………..
Тема: « Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».
1. Уметь назвать морских, пресноводных рыб.
Игра « Кто больше слов назовёт».
Словарь: животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, плотва, судак, … .
2. Ответить на вопросы:
- Почему пресноводных рыб так называют?
- Что у рыб вместо ног?
- Почему рыбы могут дышать в воде?
- Чем покрыто тело рыб?
- Как называется суп из рыбы?
- Чем ловят рыбу? (удочка, сеть, невод)
- Кто такие мальки?
3. Повторить скороговорки:
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
В озере карп, а в море краб.
Лексическая тема : «ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ» старшая группа
1. «Поиграйте с нами» :
- Вспомните названия весенних месяцев, приметы весны;
- Поговорите с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в живой и неживой природе весной;
- Предложите ребенку рассказать о том, что происходит в природе весной, чем занимаются люди.
- Расскажите ребенку о том, что весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, начинают сев, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов. Садоводы окапывают плодовые деревья для того, чтобы к корням хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества. Поговорите о том, какими инструментами пользуются люди в огороде, саду, поле.
2. Упражнение «Назови ласково» :
Сад – ; Огород –; Грядка – ; Парник –; Клумба –; Дерево –; Яблоня-; Лопата-;Кисть - ; Ведро-; Зерно-.
3. Упражнение «Сосчитай» :
"Один, три, пять". Семечко, лопата, плуг, ведро, теплица, трактор и т. д.
4. Упражнение «И я буду» (договори предложение до конца по образцу) Мама моет, и я буду мыть.
Брат копает, и я буду копать.
Папа пилит, и я буду пилить.
Галя поливает, и я …
Витя убирает, и я…
Надя гребёт, и я…
Вова рубит, и я…
Бабушка сажает, и я …
Таня сеет, и я …
Ваня белит, и я…
Павел обрезает, и я…
5. Упражнение «Составь предложение» с предлогом К:
Плуг – трактор - … (Плуг прицепляют к трактору).
Борона – трактор - …
Сеялка – трактор - … .
6. Упражнение «Что лишнее и почему?» :
Сад, огород, грабли, поле.
Копать, поливать, удобрять, играть.
Плуг, борона, топор, сеялка.
7. Упражнение «Один – много» :
Перекопанная грядка – перекопанные грядки; Одна перекопанная грядка, две перекопанные грядки (вспаханное поле, посаженное дерево, подготовленная теплица).
8. Прочитать ребенку стихотворение, обсудить, выучить.
Взяли грабли и лопатки — в огород пошли ребятки.
Тут копают, там рыхлят, убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают, а потом все поливают.
Текст для пересказа
"Весенние сельскохозяйственные работы"
Наступила весна. Растаял снег. Почва прогрелась. На полях и в огородах у людей появилось много работы. Люди на дачах высаживают рассаду.
Весна - самое горячее время года для земледельцев. В народе говорят: "Если весну проспал, зимой голодать будешь".
Вот и трудятся люди на селе весной с раннего утра до позднего вечера.
Поля засевают хлебными растениями. Это пшеница, ячмень, овёс, рожь, рис и кукуруза. Высаживают картофель.
В парках, садах, скверах и огородах, около домов люди граблями сгребают прошлогодние листья, ветки мусор. Всё собирают в кучи и сжигают. Для уборки города есть специальные службы.
Около домов наводят порядок жильцы. На клумбы высаживают цветы. Вырастая цветы, украшают своей красотой улицы городов.
Подрезают деревья, кустарники, нижнюю часть стволов плодовых деревьев и не только плодовых белят известью.
Дети вместе со взрослыми делают скворечники и развешивают их в парках, скверах, во дворах.
- Какие работы в поле весной?
- Как готовят поле для посева семян?
- Кто управляет тракторами?
- Для чего нужен плуг, борона, сеялка?
- Почему сеют зерно весной?
- Что делают люди в огороде?
- Что делают люди в саду?
- Для чего они все это делают?
Физминутка
Мы лопатки взяли, грядки раскопали: раз-два, раз-два!
(Ребенок имитирует действия лопатой)
Грабли в руки взяли, грядки причесали: Раз-два, раз-два!
(Ребенок имитирует действия граблями)
Семена рядами в землю мы бросали: Раз-два, раз-два!
Раз-два, раз-два!
(Ребенок имитирует разбрасывание семян)
Физминутка «Грядка»
Я давно весну ждала.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки).
У меня свои дела.
Мне участок в огороде
(Меняют направление движения)
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
(Останавливаются, показывают, как копают)
Я пойду, вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна. Показывают, как рыхлят.
Это любят семена.
Посажу на ней морковку Дети идут о кругу, показывают, что И редиску. А с боков. Сеют семена.
Будут кустики бобов.
Упражнение «И я буду» (договори предложение до конца по образцу)
Мама моет, и я буду мыть.
Брат копает, и я буду копать.
Папа пилит, и я буду пилить.
Галя поливает, и я
Витя убирает, и я…
Надя гребёт, и я…
Вова рубит, и я…
Бабушка сажает, и я …
Таня сеет, и я …
Ваня белит, и я…
Павел обрезает, и я…
- Заучить скороговорку:
В поле Поля-Полюшка
Полет Поля-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если Поля полет поле.
Пословицы:
Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.
Весенний день год кормит.
Тексты для чтения.
ДОЖДЬ ИЗ СЕМЯН (Ю. КРУТОГОРОВ)
Кто трактору силу дает.
Откуда у трактора такая сила? Ведь сами по себе колеса не крутятся. Сами по себе гусеницы не движутся. Силу трактору дает двигатель. Он движет машину, поэтому и называется двигателем.
Двигатели бывают крохотные. Их на ладони можно уместить. Они способны поднять в воздух легкую авиамодель. Бывают двигатели побольше. Для велосипеда, например. Такой двигатель трактору, конечно, не подойдет. У него силенок не хватит, чтобы сдвинуть с места такую махину. Тут нужен двигатель побольше, помощнее. Двигатель-богатырь. И такой создали. Он необычайную силу рождает. Эта сила приводит в движение колеса трактора: двигатель раскручивает вал, вал вращает колеса.
Как плуг-нож пашет землю.
Идет трактор по пашне… За ним плуг. За плугом тянется черная вспаханная полоса шириной с улицу. Полоса теплая, влажная, от нее даже пар идет. Поле рыхлится. Плуг переворачивает почву наизнанку. Прошлогодние стебельки. с которых срезали колоски, упрятываются в борозду.
Как борона боронит.
После пахоты наверху могут остаться крупные комки земли. Они мешают взойти посеянному ржаному или пшеничному семени. Поле должно быть ровным, гладким. Разбить надо крупные комки, расколотить! Тут-то и подавай борону. Борона прочесывает пашню. Как гребень! У нее, как у всякого гребня, есть острые зубья. Потому и название такое получила — борона зубовая. Зубья у борона железные, острые, частые. Они не только разбивают комья, они из почвы сорняки выдирают. А есть бороны на колесиках. На колесиках — острые шипы. Катится такая борона по полю — измельчает комки земли. Плуг и борона всегда вместе работают в поле. Вслед за плугом на пашню борону выводят. Борона, как и плуг, без трактора — ни шагу. А с трактором — пожалуйста: любое поле причешет. Ведь трактор на поле — самая главная машина
Про фабрику на колесах.
Комбайн — это фабрика на колесах. Замечательная фабрика.
Самоходная фабрика косит пшеницу.
Самоходная фабрика вышелушивает зерна из колосков.
Самоходная фабрика очищает зерна.
Самоходная фабрика сама грузит пшеницу в автомобили.
Все делает легко и быстро. На ходу.
Некогда останавливаться, много дел.
Выходит комбайн в поле. Словно плывет среди тучных колосьев. Впереди стелется нива. А прошел комбайн — сзади остаются ровно подстриженные стебельки. Будто поле в парикмахерской побывало. Будто его под машинку остригли.
Руки-умельцы.
А пшеничные зерна? Куда они?
В круглое сито. Зерна просеять надо. Дрожит сито. Ходуном ходит. Зерна просеиваются.
Вентилятор во все щеки дует. Зерна свежим ветром обдувает. Сдувает тонки усики колосков, шелуху.
Машины помогли вырастить хлебный урожай. Очень постарались трактор и автомобиль, плуг и борона, сеялка и комбайн. Но они, конечно. не сами в поле вышли. Их в поле повел человек.
Тракторист. Шофер. Комбайнер. А если одним словом — земледелец.
Василий Сухомлинский «Счастье и труд»
У одной бедной женщины были два сына-близнеца. Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала:
– Пойдем, сыны, добывать разум.
Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе.
– В этой горе, – рассказала мать, – маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. – И дала сыновьям по маленькой лопатке.
Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо… но душа у них была разная. Один сын – Работящий, а другой – Ленивый.
Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы.
– Пойду к речке, – сказал он Работящему, – рыбу половлю и уху сварю.
А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать землю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыплет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро.
Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще.
Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок.
Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научился рыбу ловить и уху варить.
– Что же ты теперь будешь делать? – поинтересовался Ленивый брат у Работящего.
– Пойду добывать счастье для матери.
– За золото, счастье купишь? – спросил Ленивый.
– Счастье не покупается, – отвечал Работящий брат, – счастье достигается трудом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий