УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА БЛОГ ГРУППЫ "ЗАТЕЙНИКИ"!!! Мы рады приветствовать Вас! Посещая страницы нашего блога, вы сможете: получать своевременную информацию о предстоящих мероприятиях, просматривать фоторепортажи из жизни группы, делиться своими впечатлениями, оставлять комментарии и предложения!

Для вас, родители

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Кнаглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л. С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок :

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. * Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Математика

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

-Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

1. Ребенок может звонить по телефону.

2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам, как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.





Возрастные особенности детей 4—5 лет  

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: 

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. 

 Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. 

 Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.   Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.   Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Вам как его родителям важно:   Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.   По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.   Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.   Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.   Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.   Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.   Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.   Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.   Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов






Возрастные особенности детей 6-7 лет. 

В возрасте 6-7 лет происходят изменения в сознании, которые характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. К шести годам начинает закладываться условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Самооценка у ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностей детей данного возраста является общение. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности психических процессов. 

Развитие психических процессов. 

Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. К 6-7 годам появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит себе цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять. В последствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Ребенок может выстраивать последовательный рассказ из 6-8 картинок. Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения – вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для развития фантазии.  








Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание  видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.
К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило,  более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей..
К 5-6 годам ребенок приобретает понимание  системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина,  особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении  сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим  социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Общение ребенка 5-6 лет.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.
При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются  привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться  своими новыми  знаниями, впечат­лениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и  помочь  почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет.

Восприятие.Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Внимание.Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.
Память.К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.
Мышление.В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.
Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.
Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.
Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.
Речь.Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.


1. Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"

Зачем детям учить стихи наизусть?
Многие из нас помнят, как в детстве учили стихи и как родители заставляли нас учить, но нам никак не хотелось запоминать их.

А было это от того, что никто и никогда не объяснял ребёнку, как быстро и правильно выучить стихотворение, какие существуют приёмы и секреты.
Многие молодые мамы, вспоминая своё мучение - учение при заучивании стихов, решают не мучить своё чадо и не заставлять учить стихи. Например, в очень многих странах нет такой тенденции, как заучивание стихотворений наизусть, не только в детском саду, но и в школе.
Есть ли смысл учить наизусть стихи?
- Да, есть:
*Развивается память.

*Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.

*Увеличивается активный словарь детей. Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.
Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.
Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.
*Развивается фонематический слух. Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.

*И, наконец, это минуты общения взрослого со своим ребенком.

Для того, чтобы ребенку было в радость это занятие, взрослые должны соблюдать следующие правила:

1. Для того, чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Лучше всего учить детскую классику: С. Михалков, А. Барто, К. Чуковский.
2. Учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
3. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением.
4. Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Хорошо, если взрослый знает наизусть стихотворение. Затем найти непонятные и незнакомые для ребенка слова и объяснить их значение.
Показ иллюстраций к этому произведению также поможет в заучивании.
5. Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и детям. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
6. Существует еще один способ для облегчения заучивания стихотворений.
Это «Мнемотехника». Это мой любимый метод и наиболее эффективный. Образы легче запоминаются ребенком.
Нарисуйте, желательно вместе с ребенком, стихотворение.
Подпишите название и автора.
К каждому заученному стихотворению нарисуйте мнемотаблицу и сложите в папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте по картинкам и наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.









2. Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Цель:
- Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.
- Дать родителям рекомендации, как правильно отвечать на детские вопросы.

Перед консультацией раздать анкету для заполнения с вопросами для размышления:
·        Как в вашей семье относятся к вопросам детей?
·        Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?
·        Можно ли по вопросам ребенка судить о его любознательности?
·        К кому из членов семьи ребенок чаще обращается и почему?
·        Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
·        Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

«А почему небо синее?» «А почему идет дождь?» «А откуда берутся снежинки?»
Многие из вас слышали подобные вопросы, и эти многочисленные «Почему», «Зачем», «Откуда» неоднократно ставили в тупик.
Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту старших Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Чаще всего эти вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг не случайно.
Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают очень много, и не только с научной точки зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако следует помнить, что малыш вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ.
Конечно, проще ответить: «Мне некогда» или «Я не знаю».
Если вы отмахнетесь раз, другой, третий, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите на его вопрос сразу после того как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание!
Не стесняйтесь заглянуть в книгу, а лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком, тем самым вы решаете еще одну важную задачу – приобщение детей к книге. Сейчас огромное количество детских энциклопедий, дающих доступные для детей ответы на их бесконечные вопросы. К любому вопросу своего ребенка, нужно, относиться с уважением и вниманием. Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить в диалог с ребенком. Задайте ему вопросы: «А как ты думаешь» или «Как ты это понимаешь?» Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, развивайте любознательность, наблюдательность, логику. Всегда помните, что ваш ответ: «подрастешь – узнаешь» может отбить желание детей познавать мир вокруг себя, тем самым вы губите любознательность своего ребенка. А ваша брошенная фраза: «Как надоели твои вопросы!» -  в результате таких слов, у детей развивается предубеждение к своим вопросам. Им кажется, если они зададут еще один вопрос, то покажут свою глупость и свое незнание. Всегда помните, что ваш ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты, правда, меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?" Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен. Когда же ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе.
Уважаемые родители, успехов вам при общении со своими детьми. Свои вопросы дети задают только тем, кого любят и очень доверяют. Гордитесь тем, что ваш ребенок задает свои вопросы именно вам, родным и любимым.







3. Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка»
Какую же роль занимают в семье старшие, средние и младшие дети? Может ли влиять порядок рождения на развитие ребёнка? Данная информация поможет определить порядок появления ребёнка в семье и объяснить его поведение. Итак, приступим.

Старшему ребёнку

в семье уделяется больше внимания со стороны родителей. Ему свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций. Часто старший ребёнок берёт на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. На старшего ребёнка родители возлагают большие надежды. Из старших детей вырастают, как правило, лидеры. Если второй ребёнок появляется до 5 лет, то для старшего ребенка – это большой стресс. Родители переключают внимание на малыша, поэтому старший ребёнок теряет власть над ними. Но он ещё мал, чтобы понять, что произошло, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Моё место занял кто-то другой». Ребёнок старается стать лучше младшего: он угождает, помогает родителям. Если между детьми разница более 8 лет, то большая симпатия переходит ко второму ребёнку.

Среднему ребёнку

сложнее всего в семье. В одно и то же время он является и младшим для старших и старшим для младших одновременно, но никто из детей и его не воспринимает. Средний ребёнок чаще всего «уходит в себя», живет собственной жизнью. Часто он вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить своё место в семье.

Младшему ребёнку

в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так, и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому в отличие от старших более эмоционально стабильные, более общительные. Младшие дети больше соблюдают семейных традиций, чем старшие. Очень легки в общении, манипулируют людьми, не лидеры, но оказывают хорошую поддержку лидеру. Бывает, что за ними навсегда закрепляется прозвище «малыш», безусловно, это не может не повлиять на развитие личности ребёнка.

Единственный ребёнок

несёт в себе все роли: старшего, среднего и младшего. Более, чем какой-либо ребёнок, единственный ребёнок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители возлагают большие надежды на единственного ребёнка, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложением сил. Однако, находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, у ребёнка может сформироваться беспомощность. Единственный ребёнок способен к лидерству, и в то же время он может дать себе возможность расслабиться. Он любит одиночество, устаёт от общения с людьми. Существуют два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», особенно второй тип распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды.

Конечно же, воспитательная позиция тоже играет важную роль в психологическом здоровье ребёнка. Но, с другой стороны, любящие папа и мама понимают, что в каждом своем ребенке нужно видеть, прежде всего, уникальную личность, находить силы для развития именно его индивидуальных способностей, вне зависимости от того, чем занимается старший, средний или младший ребёнок. И главное – находить время для общения с каждым ребенком отдельно от других, чтобы установить контакт и близкие взаимоотношения, которые помогут ему в будущем преодолеть трудности и выйти за пределы определенной социальной модели.






4. Консультация для родителей «Советы родителям об участии в жизни детского сада»
Как нам, воспитателям, не хватает родителей, которым не все равно, чем занимаются их дети в детском саду! Когда ребёнка приводят к семи часам утра и забирают "под завязку" в семь часов вечера, я всегда думаю о том, что этим деткам просто физически не остаётся времени, что бы пообщаться с родителями. А родители сдали ребенка в детский сад и забыли о нем до вечера, лишний раз не поинтересуются, как сын или дочь, есть ли у них проблемы? Нам всем понятно, что плотная занятость, долгий рабочий день, дорожные пробки часто приводят к тому, что мамам и папам некогда поинтересоваться делами своего ребёнка, и если только: "ел ли ребенок?"
Получается родительское участие в огромном куске социальной жизни детей – пассивное.
Тем временем, участие родителей в детсадовской, а затем и в школьной жизни может помочь детям лучше адаптироваться к образовательной среде, повысить интерес к учебе.
Давайте вместе попробуем исправить положение!
Вы, уважаемые родители, можете участвовать в жизни детского сада! Мы нуждаемся в этом участии
Каждый сезон воспитателям требуется помощь в сезонном оформлении игровой площадки. В строительстве ледяной горки, лабиринта очень нужны мужские руки! Ведь детям будет так интересно играть на прогулке, и у них будет повод для гордости: "Эту горку (крепость, лабиринт) мой папа построил!"
А помочь украсить группу к празднику всегда смогут мамочки! Например, сделать дома с ребенком гирлянды, снежинки, елочные украшения и отнести их в сад, чтобы ребенок чувствовал ваше общее участие и чувствовал значимость мероприятия. Если совсем нет времени, купить несколько воздушных шаров или елочную мишуру.
Как интересно было бы завести традицию родительского часа. Во время которого каждый родитель мог бы рассказать детям о своей профессии. Например, чтобы познакомить детей с профессией музыканта - флейтиста, я приглашала прийти в садик с флейтой мамочку и показать детям небольшой концерт. Если совсем нет времени прийти в сад, можно подготовить фотографии и рассказ о своей профессии, с которыми ознакомит детей воспитатель. А быть может родители могут прийти в сад под видом какого - нибудь героя и провести игры с детьми, а если нет возможности, то просто написать и рассказать, в какие игры играют в семье, а воспитатели потом обязательно их проведут.
И самый главный совет - подходить к воспитателю и интересоваться во - первых тем, как дела у вашего ребенка: во что любит играть, с кем из одногруппников дружит, как отвечает на занятиях. Дети дозируют информацию, а молчуны или нелюбители садика вообще предпочитают не разговаривать про него вечером, поэтому полезную информацию можно узнать от воспитателя. Во- вторых, иногда интересоваться, не нужна ли какая-то помощь воспитателям. В нашем детском саду часто устраиваются конкурсы и выставки, принимайте в них участие! Форма участия может быть разнообразной: вы можете помочь оформить стенд, нарисовать афишу для спектакля или поучаствовать в инсценировке сказки для утренника. Не пропускайте детские утренники! Детям очень важно, что их праздники и усилия важны родителям, чтобы вы были не только среди зрителей, но и активными участниками!

Все перечисленные пункты не могут быть принудительными. Желание быть сопричастным к жизни ребенка в детском саду - всегда акт доброй воли. Но это тот случай, когда инициатива имеет большое значение не только для детей, но и для взрослых. Помогая, они становятся видимой частью детской жизни, которая происходит, когда родители уходят на работу.
НАДЕЕМСЯ НА ВАШЕ ПОНИМАНИЕ!


Комментариев нет:

Отправить комментарий