УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА БЛОГ ГРУППЫ "ЗАТЕЙНИКИ"!!! Мы рады приветствовать Вас! Посещая страницы нашего блога, вы сможете: получать своевременную информацию о предстоящих мероприятиях, просматривать фоторепортажи из жизни группы, делиться своими впечатлениями, оставлять комментарии и предложения!

Из опыта работы




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №479 г.Челябинска»
  

Инновационный проект

«Развитие речи детей дошкольного возраста через мнемотаблицы»


Автор проекта:
воспитатель
Корнеева Оксана Николаевна

2016
Содержание
1. Содержательные параметры
1.1. Актуальность педагогического проекта……………………………….3
1.2. Содержательная форма представления педагогического проекта…….………………………………………………………..................6
1.3.Новизна педагогического проекта……………………………………….8
1.4. Методологическая база педагогического проекта……………………..10
1.5. Психологическая целесообразность педагогического проекта……….14
1.6. Исследовательская деятельность……………………………………......17
1.7. Воспроизводимость педагогического проекта………………..…… ….18
2. Результативные параметры
2.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов……………………………………………………………………….20
2.2. Распространение педагогического проекта….……………………………21
2.3. Публикация  в печати………………………...……………………………..22
2.4. Ресурсное обеспечение ………………………...…………………………..23




1.     Содержательные параметры

1.1.              Актуальность проекта
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в информационных, определяющих коммуникативную среду,  технологиях (сеть Интернет, радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и международной арене.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и детей.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь,  она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность  обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
На сегодняшний  день в речи детей существует множество проблем:
·        трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
·        бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
·        отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
·        односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
·        отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д
·        недостаточный словарный запас;
·        плохая дикция.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания.  В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.  Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать  приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас,  ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
В результате этого возникает противоречие  между необходимостью развития  связной речи и недостаточностью использования  методов и приёмов, способствующих её развитию.
Проблема: Как обеспечить развитие  связной речи, используя приёмы    мнемотехники?
Тема моего педагогического проекта: «Развитие речи детей дошкольного возраста через мнемотаблицы»
Цель проекта:
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи проекта:
·        Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
·        Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
·        Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
·        Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
·        Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
·        Создать предметно-развивающую среду для развития речи детей  в соответствии с ФГОС
·        Разработать и реализовать через различные формы и методы перспективный план по использованию мнемотаблиц в работе с детьми
·        Провести анкетирование родителей, разработать для них памятки
·        Создать блог, как информационно-методический «журнал» для любознательных детей, заботливых родителей и внимательных педагогов.
Эти задачи способствуют главной цели реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

1.2.              Содержательная форма представления педагогического проекта
Тип проекта: Информационный проект
Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2014 г. - май 2016г.
Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.
База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №479 г.Челябинска».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
·  Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
·  Активизация речевой деятельности детей;
·  Обогащение словарного запаса
·  Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Научная основа данного проекта:
К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. Связи с этим К.Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.
Этого мнения придерживались С.Л. Рубейштейн, А.М. Леушина, Л.В. Эльконина. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.
Л.С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Учитывая особенности современного исторического периода, осуществляя переход на следующий этап инновационной деятельности, вся работа по познавательно – речевому развитию дошкольников, должна быть построена в системном углублении и обобщении личного опыта ребенка; освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, осознания связей зависимости.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

1.3.Новизна педагогического проекта
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.
Инновация проекта заключается в целесообразном слиянии мнемотехники с тактильными тренажерами, я их назвала Кубики «Времена года». Использование мнемотехники обеспечивает запоминание и увеличение  объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.  Данные кубики развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.
Данная разработка создавалась с целью раскрытия опыта использования авторских наглядно-игровых пособий на занятиях по формированию связной речи.
Описание:
  4 кубика (4 времени года),
  размер 15х15см,
  на гранях кубиков – 6 примет-признаков времен года.
  Эти кубики рассчитаны на детей 3-6 лет.
  Дети рассматривают и составляют  рассказ о приметах и признаках времени года.



Достоинства:
1.Доступность
Пособие переводит учебную ситуацию в игру, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях
2.Вариативность использования данного пособия позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить закрепление полученных навыков
3. Данное пособие осуществляет наглядно-образное мышление
Цели:
1.     Систематизация знаний о временах года, их признаках
2.     Развитие навыков составления описательных рассказов
3.     Пополнение и активизация словарного запаса через органы чувств:
  Зрение
  Слух
  Осязание
А также как усложнение разработала Карточки «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста.
Пособие многофункционально:
·        работа с использованием всех кубов пособия
·        рассказывание по готовому плану – схеме,
·        самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.
Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л. С. Выготский) и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы мнемотехники ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

1.4. Методологическая база педагогического проекта
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:
·  Для обогащения словарного запаса детей
·  При обучении составления рассказов
·  При пересказах художественной литературы
·  При отгадывании и загадывании загадок
·  При заучивании стихов
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Существует множество приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.
Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией.
Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.
Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.
На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:
·  Системный  - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
·  Личностный  – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.
·  Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.
·  Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
·  Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:
ü Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
ü Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс  запоминания информации.
 Примером может служить всем знакомая фраза:
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. 
Структура мнемотехники:
-мнемоквадраты
-мнемодорожки
-мнемотаблицы
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.
Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
Для малышей:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов. 
Старшим дошкольникам  даётся усложнение:
4.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
5.Таблица воспроизводится ребенком при ее показе
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. 
Алгоритм:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Пересказ с помощью мнемотаблиц:
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Алгоритм:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

1.5. Психологическая целесообразность педагогического проекта
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник»- шарик, салют; знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой)
Можно использовать пиктограммы с изображением: слов-предметов, (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый» и т.д.), слов-действий («идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.). Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.
Описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память ,мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу.
Творческий рассказ. Чтобы рассказы детей были не однообразны, логично построены, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений.

1.6. Исследовательская деятельность
Результативность проекта отслеживалась ежегодно в течение 2 лет работы (старшая и подготовительная группы) посредством исходного (констатирующего) и итогового (контрольного) мониторинга (Приложение 1 и 1.1.).
При проведении мониторинга образовательной области «Развитие речи» (по методике  Гербовой В.В.)  в начале реализации проекта (старшая  группа) было обнаружено, что на начало года  у 4 детей (16%) из 25-ти – «Освоено», у 2 детей (8%) – «Частично освоено» и у 19 детей (76%) – «Не освоено» (См. Приложение №1).
У детей западал навык составления рассказов, а также плохое произношение звуков.
На конец года у детей наблюдалась значительная динамика показателей развития речи, что отражено в Приложении 1.
«Освоено» - 22 ребенка (88%),
«Частично освоено» - 3 ребенка (12%),
«Не освоено» - 0.
Обогатился и стал активнее словарный запас детей. Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей. Повысился уровень развития речевого творчества детей.
В подготовительной группе на начало года в мониторинге принимало также 25 детей. И отмечались следующие показатели (Приложение 1.1):
«Освоено» - 20 детей (80%),
«Частично освоено» - 3 ребенка (12%),
«Не освоено» - 2 детей (8%).
На конец года у детей отметилась значительная динамика развития речи:
«Освоено» - 25 (100%),
«Частично освоено» - 0
«Не  освоено» - 0.
     Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

1.7.              Воспроизводимость педагогического проекта
1.Создала в развивающей предметно-пространственной среде группы Уголок развития речи  и Уголок «Чудо-пальчики»
2.     На основе мониторинга разработала перспективное комплексное тематическое планирование образовательной деятельности по использованию приемов мнемотехники с детьми дошкольного возраста;
3.     А к перспективному плану разработала «Картотеку дидактических игр по мнемотехнике»
4.      Разработала памятки для педагогов и родителей по использованию мнемотехники в работе с детьми;
5.     Разработала картотеки:
«Мнемотаблицы»
«Загадки в мнемотаблицах»
«Мнемотаблицы «Времена года»
6.     В результате совместной деятельности с детьми накоплены продукты детской деятельности:
- Альбомы по теме недели в соответствии с комплексным тематическим планированием.
7.     Разработала авторское пособие: Кубики «Времена года»
Для составления описательного рассказа о приметах времени года;
А также как усложнение разработала: Карточки «Времена года»
8.     Провела с родителями родительское собрание в нетрадиционной форме:
Семинар-практикум  Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми»
9.     В рамках конкурса «Педагог года в ДОУ 2015» провела Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми»
10.                 Также в рамках конкурса «Педагог года в ДОУ 2015» провела с детьми НОД «Осень (с использованием мнемотаблиц)»
11.                   На очередном заседании методического объединения воспитателей Курчатовского района выступила с темой:
Педагогическая находка: «Развитие речи детей дошкольного возраста через мнемотаблицы»
Педагогический опыт по использованию  мнемотехники был представлен на педагогических  советах  ДОУ и рекомендован к использованию педагогами образовательного учреждения.
Опыт работы также представлен на сайте образовательного учреждения (http://ds479.ucoz.ru/), в разделе «Педагогическая находка», (https://drive.google.com/file/d/0B0YT4buFCZTYc0c2cGl4UUh4U0k/view).
Практический опыт работы  также размещен на сайте МААМ:
Здесь размещен мой блог http://www.maam.ru/users/oksanaTroshcina
А также размещен блог группы «Жемчужинки»:
Программно - методическое обеспечение проекта позволит воспроизводить данный опыт другим педагогам, как в нашем детском саду, так и в других образовательных учреждениях.



2.     Результативные параметры
2.1.              Эффективность педагогического проекта с точки зрения полученных результатов
 Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия. Наглядность, образность модели, возможность практических действий  с ней  повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.
В мае 2016 года был проведен итоговый мониторинг образовательной области «Речевое развитие», являющийся заключительным этапом реализации проекта. Он подтвердил педагогическую эффективность данного опыта.
Сравнительные анализы мониторинга  по годам показывают стабильную динамику роста уровня развития детей по образовательной области «Речевое развитие».(Приложение 1)
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
·   Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
·   Словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
·   Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
·    Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
·   Появился   интерес к заучиванию стихов;
·   Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Итоговые  диагностические данные позволили оценить результаты внедрения в образовательную деятельность мнемотехники.
Таким образом, данный проект:
1.Выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;
2.Обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 479г. Челябинска» в полном объёме;
3. Способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;
4. Формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

2.2.              Распространение педагогического опыта
В рамках конкурса «Педагог года в ДОУ» провела мастер-класс «Использование мнемотехники в работе с детьми». А также провела НОД с детьми подготовительной группы «Осень (с использованием мнемотехники».
Создала авторское дидактическое пособие «Кубики «Времена года» и дополнение к ним «Карточки «Времена года». Рассказала об этом на международном портале МААМ. Получила диплом – 1 место – как лучшая авторская дидактическая игра.
На очередном заседании РМО воспитателей Курчатовского района выступила с темой «Развитие речи детей дошкольного возраста через мнемотаблицы», где рассказала о кубиках и их использовании.
С родителями провела родительское собрание в нетрадиционной форме: Семинар-практикум «Использование мнемотехники в работе с детьми».

2.3.              Публикация педагогического проекта в печати
1.     В условиях дошкольного учреждения  разработала блог группы.
Адрес блога:  http://7984.maam.ru/
Это авторский блог, размещенный на международном образовательном портале, для любознательных детей и заботливых родителей.
2.     Также создала персональную страничку в соц. Сетях:
- на международном образовательном портале МААМ и опубликовала статьи о развитии речи детей через мнемотаблицы».
·        статья «Развитие речи детей дошкольного возраста»
·        статья «Мнемотаблицы»
·        статья «Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»
·        статья «Дидактическая игра «Кубики времена года» Победитель 1 место как лучшая авторская игра
- в Учебно-мотодическом кабинете:         http://ped-kopilka.ru/
Адрес  блога:  http://ped-kopilka.ru/users/oksanaT
·        Участник  Всероссийского профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества»  статья «Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми».
- также имею персональную страничку и веду блог в социальной сети работников образования :
Адрес блога:http://nsportal.ru/troshcina
·        статья «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники»
·        статья«Мнемотаблицы-помощники»
- на международном  образовательном сайте :    http://pedrazvitie.ru
·        статья «Немного о мнемотехнике»
- А также Приняла участие в I Международной панораме современных педагогических идей в номинации «Педагогическое мастерство» с научно-методической работой «Мнемотехника в работе с детьми» (Центр образования и воспитания г.Чебоксары), печать в сборнике «Педагогическое мастерство».

2.4 Ресурсное обеспечение педагогического проекта
Нормативно-правовой ресурс:
·  Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
·  СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
·  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
·  Письмо Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»;
Научно-методический ресурс:
1.     Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.: : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
2.     Полянская Т.Б. Использование метода  мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
3.     Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008.
4.     Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-%10
5.     Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.
6.     Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
7.      Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
8.     Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.
9.     Бардышев Т.Ю.,  Моносова Е.Н. «Обучение связной речи детей 6-7 лет













Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 479 г. Челябинска»


Корнеева Оксана Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Букова Наталья Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Цель: ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослого и детей.
Задачи мастер- класса:
1. Представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
2. Мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с ребенком методов, приёмов, игровых заданий.
3. Дать понятие «лэпбук», раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы над составлением лэпбука.
4. Создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями и педагогами. Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы.

Вводная часть
         В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения полученных знаний.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки.
Лэпбук (англ. lapbook) - интерактивная папка для детей на заданную тему,
lap - с англ. колени, book - книга. Таким образом это своеобразная книга на коленях.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка на картонной основе, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
У нас в группе имеются лэпбуки:
"Времена года"
"Дни недели"
"Морские рыбки"
"Челябинск"
(показ готовых лэпбуков)
Конечно, похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными мамочками и педагогами.
Зачем нужен лэпбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.
5. А главное - это просто интересно!
Так как родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада и главные помощники воспитателей, мы провели предварительное анкетирование, которое помогло выявить первоначальные знания у родителей о том, что такое лэпбук.
Анкета содержала следующие вопросы:
1.     Знаете ли Вы, что такое Лэпбук?
•        да, знаю;
•        что-то такое слышала, но не помню где и когда;
•        впервые слышу
2.     Лэпбук применяется:
  • только в детском саду и только педагогами;
  • может применяться в совместной деятельности родителей и детей;
  • в самостоятельной деятельности детей.
3.     Подчеркните тот ответ, который считаете верным:
·        Лэпбук – это стиль одежды или моды
·        Лэпбук – это интерактивная самодельная папка-книжка
·        Лэпбук – это альбом с фотографиями.
4.Хотелось бы Вам овладеть данной технологией:
  • да, буду рада узнать что-то новое;
  • мне все равно;
  • у меня нет времени на это.
5. Каким способом вы бы хотели получить более подробную информацию о лэпбуке?
·        Открытое занятие
·        Мастер-класс
·        Консультация
·        Информация на стенде
Результаты показали следующее:
Из 15-ти человек только 9 знают, что такое лэпбук.Четверо ответили: впервые слышу и двое ответили: что-то такое слышал, но не помню где и когда.
Большинство опрошенных предпочли получить информацию о лэпбуках в виде мастер-класса.


Я хочу сделать лэпбук. С чего начать?
Конечно, можно и самим сделать самостоятельно такую папку, но благодаря интернету не надо изобретать велосипед. Тем более для новичков.
http://1.smartmoms.ru/- это сайт где представлен большой выбор готовых шаблонов для лэпбука. Там представлено более 160 видов шаблонов.
Мы использовали готовые шаблоны смарта, потому что они очень удобные во всех отношениях, и что самое главное - их можно дополнять по мере необходимости. ( Так я дополнила "Дни недели" стихами.)
Тема для лэпбука:
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, наш лэпбук "Времена года". Он получился очень обзорным - полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки не получилось. А вот если конкретизировать времена года по отдельным сезонам "Весна", "Зима", "Лето" и "Осень", то и лэпбуки получатся гораздо продуктивнее.
План:
После того, как вы выбрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук- это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Что нужно, чтобы сделать лэпбук.
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
·        Папка-основа или плотный картон
·        Шаблоны (содержимое лэпбука), распечатанные на фотобумаге, или на плотной бумаге, либо заламинированные.
·        Двухсторонний скотч, клей
·        Ножницы
Ну и конечно хорошее настроение!
Но папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Ведь лэпбук- это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Мы с вами сегодня сделаем два лэпбука:"Н. Н. Носов" и "В гостях у сказок".А для этого вам нужно разделиться на две команды.
 (Родители вытягивают листочки с названием лэпбука.)
Так как мы будем использовать готовые шаблоны, то и материалы необходимые для работы уже имеются.
Начинаем с вырезания всех элементов. Потом переходим к основе нашего лэпбука.Она представлена в формате А3.
Склеиваем основу, на которую поочередно приклеиваются все элементы (кармашки, конвертики, книжечки).
А теперь приклеиваем обложку нашего лэпбука.
После того как лэпбуки созданы, предложить родителям и детям поиграть в игры из данных пособий, рассмотреть содержимое кармашков и т.д.
Выслушать вопросы и предложения со стороны родителей.
Заключение
Уважаемые родители, нам было очень приятно работать с вами!
Предлагаем ответить на вопрос:Понравился ли вам способ совместной работы с ребенком – Лэпбук?
Семейного вам счастья и до новых встреч на наших мастер – классах!

Использованная литература:
1. Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга», журнал «Обруч № 4 2015 год.
2.Сайт для педагогов:
http://1.smartmoms.ru/wordpress/
3.Терентьева Н. А. «Лепбук как вид совместной деятельности взрослого и ребенка».



Комментариев нет:

Отправить комментарий